Трансформация мышечной ткани

Изначальный хилус, сначала трансформировавшийся в кровь, а затем в мышцы, пребывает в этом виде в течение пяти дней и еще тридцати шести минут. В течение этого промежутка времени под действием Агни мышц она разделяется на три составляющих. Из них конечные мышцы пополняют мышечную массу тела, а чистая эссенция мышц соединяется сначала с Огнем и Воздухом, а затем и с Капха доша (ее Водной состав­ляющей), порождая тем самым те­лесный жир. Чистая эссенция мышц представляет собой более жид­кое, чем первичная мышечная ткань, жир­ное на ощупь вещество светло-белого цвета. Земля и Вода, являющиеся компонентами хи­луса, помогают этому процессу.

Трансформация жира

Хилус, трансформировавшийся в жир находится в этом состоя­нии в течение пяти дней и тридцати шести минут. По истечении этого времени под действием Агни жира, она разделяется на три части, точно также, как и предыдущие ткани. Чистая эссенция жира соединяется с Земляной, Ог­ненной и Воздушной частями пер­вичного хилуса и Капха доша. В резуль­тате образуется твердая слегка желтоватая пористая субстанция - кости, причем поры в них формируются за счет Воздуха (Ч.С.6.15.26.).

Трансформация костной ткани

Изначальный хилус, дошедший в своих изменениях до костной ткани, находится в этом виде в течение пяти дней и тридцати шести минут, и в конце этого срока за счет воздействия Агни кос­тей происходит ее разде­ление на чистую эссенцию костей, конеч­ные кости, которые поддержи­вают необходимое количество кост­ной ткани в организме, и побочные продукты этого процесса. Чис­тая эссенция костей просачивается с помо­щью Вьяна Вайу через поры кости и накапливается в костной полости[57], формируя тем самым костный мозг.

Трансформация костного мозга

Сформировавшийся костный мозг находится в неприкосновен­ном сос­тояние в течение пяти дней и тридцати шести минут, и по­сле этого, под действием Агни костного мозга, разделяется на три составляющие. Ко­нечный костный мозг поддерживает необходимое количество костного мозга, а его чистая эссенция превращается в семя.

Особенности семени и Оджаса

Первичный хилус, трансформировавшийся в конце концов в семя, на этом своих изменений не заканчивает. Подвергаясь воз­действию Агни семени, эта ткань превращается в Оджас. В Аюрве­де приводится очень хороший пример, наглядно показывающий процесс трансформации семи тканей. Считается, что если золото сто раз подряд плавить, то на сто пер­вый раз оно не даст окалины. Аналогично этому, воздействие Агни тка­ней на хилус шесть раз порождает побочные продукты, а на седьмой, при прокаливании семени, побочных продуктов нет, и вместо трех компонен­тов раз­ложения тканей получается только два.

Чистая эссенция семени называется Оджас. Так как местом ло­кализа-ции семени является все тело человека, то Оджас вырабаты­вается во всех частях человеческого организма. Основным же ме­с­том его локализации является сердце.



Сушрута пишет (С.С.1.14.14.), что в организме женщины фор­мируется не семя, а Артава, субстанция, название которой очень часто неправиль­но переводят словом "яйцеклетка", которое только в незначительной сте­пени отражает суть данного термина.

Возникает вполне уместный вопрос: почему семя и месячные, являю­щиеся результатом переваривания хилуса, не образуются в детском воз­расте, а проявляются только к моменту полового созре­вания? Сушрута, отвечая на него, приводит сравнение человече­ского организма с цветком. Он пишет, что всем известно, что большинство цветов имеют прекрас­ный и нежный запах, но не возможно почувствовать аромат еще не рас­пустившегося бутона. То, что до поры до времени не существует на гру­бом физическом уровне, зачастую существует на более тонком, не дос­тупном гру­бым органам чувств, но по мере накопления качеств и созре­вания проявляясь и на физическом плане. Цветок накапливает свой аро­мат находясь еще в состоянии не раскрывшегося бутона. Если рас­крыть бутон раньше срока, то запаха не будет, им обладает только полностью сформировавшийся цветок. Точно так же, как аромат проявляется у со­зревшего и раскрывшегося цветка, так и семя или менструальная кровь находятся в тонкой, непроявленной и не со­з­ревшей форме у ребенка мужского или женского пола и проявляет­ся только тогда, когда созрели органы, отвечающие за половые функции. (С.С. 1.14.18-19.).

Первичный хилус, локализующийся в сердце, по своим каналам выхо­дит из него и перемещается в печень-селезенку для начала процесса трансформации семи тканей, каждые пять дней порождая новую ткань, поэтому для конечного превращения ее в семя необ­ходим целый месяц. Чакрапани так описывает процесс трансфор­мации хилуса в семя: “Точно так же, как медленно река несет свои воды через долину, точно так же, как молниеносно распрос­траняет­ся огонь в сухом бамбуковом лесу, также и процесс транс­форма­ции тканей может протекать или быстро, или мед­ленно, в за­виси­мости от индивидуальных особенностей организма и силы Агни. Если Агни очень силен, то семя образуется очень быстро, а если слаб, для этого требуется больше времени. Если сила Агни средняя[58], то этот процесс занимает промежуточный отрезок време­ни.

Важно отметить, что существуют т.н. Вришйа продукты, такие, как молоко, топленое масло, мед и др., превращающиеся в семя за пре­дельно ко­роткий, много меньший, чем обычно промежуток време­ни. Это происхо­дит благодаря тому, что они обладают большей по­тенциальной энергией чем другие продукты. При оптимальных ус­ловиях (баланс Тридоша, ра­циональное питание, хорошее пищева­рение, не загрязненное состояние всех каналов и т.д.), Вришйа продукты превращаются в семя за шесть дней, к началу седьмого дня после приема пищи. С точки зрения Пара­шара Муни, хилус, обра­зованный из этой пищи переходит в конечный хилус на второй день, в кровь - на третий день, на четвертый - в мышцы, на пя­тый, в жир, на шестой - в кости, на седьмой - в костный мозг, и на вось­мой - в семя, считая день приема пищи за первый.

В самом начале процесса своей трансформации, хилус концент­рируется в сердце, чтобы разнестись по всему организму, а затем, в виде Од­жаса, снова вернуться в него. Процесс трансформации семи тканей представляет собой замкнутый цикл, представленный на рисунке 4.

XVII. ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА

Виды каналов

Между описаниями Чаракой процесса разделения пищи на хи­лус и нечистоты и описанием того же самого процесса Сушрутой есть некото­рая разница. Сушрута, в отличие от Чара­ки, более подроб­но останавливается не на самом процессе форми­рования первичного хи­луса, а на принципах его циркуляции по ор­ганизму и на описании кана­лов, по которым происходит эта цирку­ляция, Чарака же описывает только небольшую часть каналов. Вся девятая глава третей части Сушру­та Самхиты посвящена их харак­теристике. Сушрута пишет: "Существует двадцать четыре основных канала, включая сам кишечник, начинающих­ся в пупочной облас­ти. Эти каналы подразделяются на вены, артерии и полые каналы, хотя некоторые авторы такого разграничения не проводят, считая вены и артерии разновидностью полых каналов. Десять каналов из двадцати четырех поднимающие, десять - опускающие, а четыре – латеральнораспределяющие." (С.С.3.9.2-3.)

Десять поднимающих каналов

Началом поднимающих каналов, называющихся Артха или Ма­хат Дхамани, является сердце. Чарака говорит, что они расходятся от сердца как от корня, разнося по всему организму Оджас (Ч.С.1.30.8.). Сушрута пишет, что десять поднимающих каналов способ­ствуют поддержанию це­лостности организма и помогают выпол­нять такие функции, как дыхание, слух, обоняние, осязание, зре­ние, зевание, речь, чихание, плач и др. Ис­ходя из сердца, каждый из каналов разделяется на три ветви, формируя в итоге тридцать каналов.

Функции поднимающих каналов

Поднимающие каналы выполняют следующие функции:

- два предоставляют пространство для движения Вата доша.

- два предоставляют пространство для движения Питта доша.

- два для движения Капха доша.

- два для крови.

- два для хилуса.

- два для проникновения и восприятия звука.

- два для проникновения и восприятия запаха.

- два для вкуса.

- два для формы, цвета и т.д.

- два для издания звуков.

- два для разговора (членораздельной речи).

- два для возникновения сна и сновидений.

- два для возможности пробуждения ото сна.

- два для слезотечения.

- два у женщин способствует выделению грудного

молока, а у мужчин - распределяет семенную жидкость.

Все эти каналы находятся выше линии пупка, располагаясь в го­лове, шее, руках, груди, спине и боках. (С.С.3.9.4.)

Десять опускающих каналов

Опускающие вниз каналы перемещают в нижнюю часть тела Вата доша, мочу, кал, семя, менструальную жидкость и т.д. Они вы­ходят из эпигастрия, способствуют разделению пищи на питатель­ную часть и не­чис-тоты и разнесению хилуса по всему организму, соединяясь с подни­маю-щими и латеральнораспределяющими кана­лами, помогая дальнейшей трансформации хилуса. Каждый из них, проходя около пупка, разделяется на три ка­нала, поэтому насчитывается тридцать опус­кающих каналов.

Функции опускающих каналов

Опускающие каналы выполняют следующие функции:

- два перемещают Вата доша.

- два перемещают Питта доша.

- два перемещают Капха доша.

- два перемещают хилус.

- два перемещают кровь.

- два, проходящих в кишечнике, перемещают пищу.

- два выводят жидкую часть пищи, трансформирующуюся в мочу.

- два выводят мочу из организма.

- два, находящихся в кишечники служат местом перемещения кала.

- восемь соединяются с латеральнораспределяющими каналами и отвечают за потовыделение.

- два отвечают за образование семени (яйцеклетки).

- два отвечают за перемещение семени (яйцеклетки).

Все эти каналы способствуют поддержанию и очищению всех частей организма, расположенных ниже таза и бёдер (С.С.3.9.6.).




6283170010797610.html
6283234219014244.html
    PR.RU™