Общность и специфика обучения и воспитания

· Специфика функций, задач и содержания

И процесс обучения, и процесс воспитания реализуют в единстве три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления развивающей функции.

Расширяя тезис Л.С.Выготского о том, что обучение идёт впереди развития можно сказать, что развитие создаёт благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Имеют свои доминирующие характеристики задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития. В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально-значимых отношений, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит фактором, стимулирующим активность школьников в учении.

Итак, оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности и ведут её к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй – на эмоциональную сферу.

· Специфика форм обучения и воспитания

Если в обучении применяют преимущественно уроки, семинары, практические и лабораторные работы, трудовые учебные задания и т.д., то воспитательному процессу свойственны воспитательные мероприятия коллективного характера, выполнение поручений, различные виды общественно-полезного труда.

Процесс обучения протекает в оформленной учебной группе – классе, по определённому учебному плану, по строго ограниченным программам. Процесс воспитания не столь строго регламентирован. Протекает он в различных видах деятельности: общественной, политической, спортивной, художественной, трудовой.

В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации педагогического процесса.

· Специфика и взаимосвязь методов обучения и воспитания

Классификации методов обучения и воспитания построены на разных основаниях, что отдаляет рассмотрение их взаимосвязи и специфики. Ю.К.Бабанский предлагает классификацию методов единого педагогического процесса.

Первая группа – методы формирования сознания личности (формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений). К ним относятся словесные методы (лекция, рассказ, беседа, диспут и др.) и наглядные методы (иллюстрация, демонстрация).



Вторая группа – методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся методы организации учебно-познавательной, трудовой, спортивной, художественной и других видов деятельности: требование, упражнения, методы регулирования.

Третья группа – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых эмоциональных ситуаций, пример.

Четвёртая группа – методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения. К ним относятся методы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы наблюдения, оценки и самооценки.

Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Практически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, т.к. невозможно сформировать какое-либо качество личности или поведения, не разъясняя требований, не формируя определённых знаний.

· Контроль и самоконтроль в педагогическом процессе

Методы контроля в обучении и воспитании имеют свою специфику. В обучении, например, применяется устный контроль, письменные контрольные и лабораторные работы, зачёты, экзамены. В области воспитания решающее значение имеет общественный контроль коллектива, создание общественного мнения. Контроль за результативностью воспитания не носит столь регламентированного характера. Основными видами контроля являются наблюдение за ходом деятельности и поведением воспитанников, оценка и общественное мнение коллектива. При контроле за результативностью воспитания нельзя быстро, как во время обучения оценить эффективность воспитательных влияний.

Вывод: нельзя сводить педагогический процесс только к воспитывающему обучению или к чистому воспитанию, принимающему роль формирования знаний и умений.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Основными аспектами целостности педагогического процесса являются:

1) В содержательном плане целостность обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырёх элементов: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.



2) В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивает единство процессов-компонентов: процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы; процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования; процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение); процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).


6089903909415920.html
6089951939538881.html
    PR.RU™