Моральное учение буддизма

Буддизм представляет собой религиозное учение, которое основное внимание уделяло развитию у человека этических норм и правил поведения. Центром доктрины буддизма является учение о карме, в котором все поступки человека связывались с соответствующими наказаниями или поощрениями. Учение о карме распространено в восточных религиях, но буддизм усилил его этическую составляющую.

Этика стала фундаментом буддизма, основой всех его представлений и связанных с ними норм поведения. Постичь буддийское знание мог только человек, обладающий развитыми понятиями о нравственности и строго соблюдающий моральные нормы в повседневной жизни. В первую очередь эти знания постигла каста монахов.

Высшей целью в буддизме является достижение нирваны – полного покоя, в котором приходит настоящее Знание. Для достижения нирваны следовало соблюдать строгие рекомендации и этические запреты.

Сама карма рассматривалась как сума пороков и добродетелей человека, которые складывались из историй всех перерождений, которые прошла душа. Карма способствовала или препятствовала появлению незамутненного сознания, которое является путем достижения нирваны. Под кармой буддисты понимали сознательные поступки человека, а также его намеренья. Они делились на моральные – кусала и аморальные – акусала. Существовала также система типов сознания, которая приводила к возникновению позитивной и вредной кармы при перерождении. Позитивная карма имела конечное состояние, которое характеризовалось выходом из кармического круга и готовностью достичь нирваны.

Закон кармы у буддистов заставлял простых мирян задуматься о том, что следует в сегодняшней земной жизни заложить основы появления положительной кармы, которая в будущем должна привести человека к состоянию нирваны. Надо было соблюдать нравственные правила поведения, чтобы позитивная составляющая кармы увеличивалась, а негативная ослабевала.

Для усиления позитивной кармы требовалось также неукоснительно соблюдать два правила: нельзя было причинять зла другому человеку и природе, а также нельзя было отвечать злом на зло, чтобы не увеличивать его в мире.

Этическая доктрина буддизма строится на «четырех благородных истинах»:

– жизнь полна зла и страданий;

– причина страданий – внутренний мир самого человека с его неправильными желаниями и жаждой жизни;

– путь избавления от страданий состоит в избавлении от желаний;

– путь избавления от желаний – это путь спасения, он предполагает уход от зла и лжи, воровства, чувственных наслаждений, эгоизма и концентрации на собственной личности.

Буддизм не предполагал строгого аскетизма и ухода от светской жизни.


6085257804874720.html
6085278935099717.html
    PR.RU™