Движение судна под влиянием переложенного руля

Процесс поворота судна с переложенным рулем называется циркуляцией.

Траектория, описываемая судном под влиянием переложенного на определенный угол руля, характеризуется радиусом циркуляция RЦ. Поскольку при прямолинейном движении Rц= ∞, то очевидно, что после перекладки руля радиус Rц начинает уменьшаться. После окончания переходного процесса траектория судна по форме приближается к окружности, т. е. радиус приобретает установившееся значение Rц = RУСТ, так как линейная и угловая скорости, отношением которых определяется значение радиуса, становятся приблизительно постоянными.

Для сопоставимости поворотливости различных судов радиус циркуляции выражают в безразмерном виде

(6.27)

где — относительный радиус;

L —длина судна.

Величина, обратная радиусу, называется кривизной. Ее также удобно выражать в безразмерном виде

(6.28)

где — относительная кривизна траектории или безразмерная угловая скорость;

ωУСТ— установившаяся угловая скорость, рад/с;

Vуст — установившаяся линейная скорость судна, м/с.

За начало циркуляции принимается момент начала перекладки руля.

Циркуляция характеризуется линейной и угловой скоростями, радиусом кривизны и углом дрейфа. Эти характеристики не остаются постоянными. Процесс циркуляции принято делить на три периода.

Первый период — маневренный, продолжается в течение времени перекладки руля.

Второй период — эволюционный, начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда характеристики циркуляции примут установившиеся значения.

Третий период — установившийся, начинается с момента окончания второго периода и продолжается до тех пор, пока руль остается в переложен-ном положении.

Переложенный на угол δР руль, как и всякое крыло, развивает подъемную силу — боковую силу руля Рpy.

Для получения наглядного представления о воздействии силы на корпус судна приложим в его ЦТ две силы, равные по модулю силе Рру и направленные в противоположные стороны, как это показано на рис. 6.3. Эти две силы взаимно компенсируются, т. е. не оказывают влияния на корпус судна, но их совместное рассмотрение с боковой силой руля Рру позволяет понять, что корпус судна одновременно испытывает поперечную силу Рру, приложенную в центре тяжести G, и момент боковой силы руля Мp относительно вертикальной оси Z, проходящей через ЦТ.

В первый период после начала циркуляции под влиянием поперечной силы РрУ ЦТ судна приобретает боковое перемещение во внешнюю сторону циркуляции — обратное смещение. Возникает угол дрейфа α, а значит и поперечная гидродинамическая сила на корпусе Rу, направленная внутрь циркуляции. Ее точка приложения в соответствии со свойствами крыла смещена в нос от ЦБС, положение которого при отсутствии большого дифферента можно считать совпадающим с ЦТ судна. Момент силы Ry—MR в этом первоначальном периоде циркуляции имеет тот же знак, что и момент руля Мp, поэтому появляется и начинает быстро возрастать угловая скорость.



В дальнейшем под влиянием поперечной силы Rу траектория ЦТ начинает постепенно искривляться в сторону перекладки руля, т. е. радиус циркуляции, который в начале стремился к бесконечности, начинает уменьшаться.

Рис. 6.5. Силы, действующие на судно с переложенным рулем в начальной стадии циркуляции.

При движении ЦТ по криволинейной траектории с радиусом RG, каждая точка по длине судна описывает относительно общего центра циркуляции «О» свою траекторию, радиус кривизны которой отличается от RG (рис. 64). При этом каждая такая точка имеет свой угол дрейфа, значение которого возрастает по мере удаления в сторону кормы. В нос от ЦТ углы дрейфа соответственно уменьшаются.

Если из центра циркуляции «О» опустить перпендикуляр на ДП, то в полученной точке ПП угол дрейфа равен нулю. Эта точка носит название центра вращения или полюса поворота (ПП).

Полюс поворота при циркуляции для большинства судов располагается вблизи носовой оконечности на расстоянии примерно 0,4 длины судна от ЦТ, принимаемого на мидель-шпангоуте.

Угол дрейфа ЦТ судна на циркуляции:

(6.29)

где ℓПП — расстояние ПП от центра тяжести.

Для произвольной по длине судна точки а угол дрейфа:



(6.30)

где ℓa —расстояние точки а от ЦТ (в нос знак «+», в корму «—»).

На небольшом участке корпуса от ПП до носового перпендикуляра поток воды набегает на корпус со стороны внутреннего борта, поэтому углы дрейфа на этом участке имеют знак, противоположный углам дрейфа на участке от ПП до кормового перпендикуляра, на котором поток воды набегает со стороны внешнего борта.

Рис.6.6. Силы, действующие на судно с переложенным рулем на развитой стадии циркуляции.

Под углом дрейфа на циркуляции подразумевается угол дрейфа ЦТ судна.

На судах, имеющих крутую циркуляцию, угол дрейфа может достигать 20° и более. Как уже отмечалось поперечная сила пропорциональна углу атаки, а так как углы дрейфа возрастают по длине корпуса в сторону кормы, то точка приложения поперечной гидродинамической силы Ry, т. е. равнодействующей элементарных поперечных сил, распределенных по кор­пусу, по мере искривления траектории смещается в сторону кормы, а момент силы Mr, постепенно уменьшаясь, в конце концов меняет знак и начинает действовать противоположно моменту руля Мp.

Рост угловой скорости при этом замедляется, когда моменты MР и MR становятся равными по абсолютной величине, угловая скорость стремится к установившемуся значению ωУСТ

При движении по криволинейной траектории возникает центробежная сила Рц, приложенная к ЦТ судна и направленная по радиусу циркуляции во внешнюю сторону. Благодаря наличию угла дрейфа эта сила имеет продольную РЦX и поперечную РЦY составляющие.

Из-за лобового сопротивления переложенного руля (сила Ррх) и некоторого увеличения сопротивления корпуса при движении с углом дрейфа линейная скорость V постепенно уменьшается, стремясь к некоторому установившемуся значению Vуст.

Чем лучше поворотливость судна, т. е. чем большую кривизну имеет траектория, тем больше снижается скорость на циркуляции. В среднем на крупнотоннажных морских судах во время циркуляции с рулем на борту при повороте на 90° скорость снижается приблизительно на треть, а при повороте на 180° — вдвое.

При небольших углах перекладки руля снижение скорости на циркуляции невелико.

Наиболее типичная траектория судна на циркуляции с рулем, переложенным на борт, показана на рис.7.6

Геометрически траектория характеризуется следующими элементами циркуляции:

выдвиг ℓ1 — расстояние, на которое смещается ЦТ судна в направлении первоначального курса от начальной точки циркуляции до точки, соответствующей изменению курса на 90°;

прямое смещение ℓ2 — расстояние от линии первоначального курса по нормали до ЦТ судна к моменту изменения курса на 90°;

обратное смещение ℓ3 — максимальное смещение ЦТ судна от линии первоначального курса в сторону, обратную направлению поворота, происходящее в начале циркуляции под влиянием боковой силы руля, вызывающей дрейф судна (обратное смещение обычно не превышает ширину судна, а на некоторых судах не наблюдается вовсе);

тактический диаметр циркуляции DT — расстояние между положениями ДП судна до начала поворота и в момент изменения курса на 180°;

Рис.6.7. Траектория циркуляции судна с рулём на борту

диаметр установившейся циркуляции DУСТ – расстояние между положением ДП судна на двух противоположных курсах, при установившейся циркуляции.

Условно можно считать, что после поворота на 1800 от начального курса движение приобретает установившейся характер, а траектория принимает форму, близкую к окружности.


6084327148701309.html
6084425051138119.html
    PR.RU™